Пайка шлема

Все вопросы и ответы, личный опыт и знания по восстановлению и устройству немецких шлемов.

Пайка шлема

Сообщение JD » 15 авг 2009, 07:37

1. Подготовительные работы
Предварительно необходимо самым тщательным образом избавиться от ржавчины. Этот процесс можно локализовать или, если позволяет возможность, проделать со всем шлемом — пескоструйная обработка. Пескоструйка — это идеальный вариант по качеству и временным затратам. Если таковой возможности нет, то придется вооружиться прямошлифовальной машинкой с гибким удлинителем и различными насадками, которые очень похожи на инструменты зуботехника. С их помощью и придется бороться с поверхностной и глубокой точечной ржавчиной, которая не позволит качественно залудить и пропаять металл.
На фото №1 завальцовка шлема после предварительной очистки уксусом.
На фото №2 частично очищенная разными бурами (насадками).
Вложения
0001.jpg
Завальцовка шлема после предварительной очистки уксусом.
0002.jpg
Частично очищенная разными бурами (насадками).
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3021
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Пайка шлема

Сообщение JD » 15 авг 2009, 11:59

Если запаиваемое отверстие в куполе шлема, то той же самой машинкой с отрезной насадкой желательно срезать тонкие края этого отверстия и очистить края с некоторым запасом — примерно на 7-10 миллиметров. Еще можно придать отверстию более правильную форму, чтобы проще было вырезать заплатку.
Итак поверхность металла подготовлена и можно приступать к следующему этапу — подготовке «заплаток». Заплатки можно вырезать из жести или латуни. Для сферы лучше использовать латунь (малая вероятность, что краска обдерется и будет видно желтый металл), а для завальцовки желательно использовать жесть, но вполне допустима и латунь. Выбор, как говорится, за вами. Для выполнения этой работы потребуются ножницы по металлу, напильник по металлу и пара надфилей с крупной насечкой, чтобы точно подогнать форму заплатки под отверстие. Если заплатке необходимо придать чуть выпуклую-вогнутую форму, то это очень просто сделать с помощью тонкой листовой резины и молотка.
2. Процесс пайки
Вам потребуется паяльник примерно на 100 Вт, паяльная кислота, припой, плоскогубцы и несколько десятков ватных палочек. Паять желательно в хорошо вентилируемом помещении, так как испарения кислоты не совсем полезны. На фото №3 первые три пункта.
Начнем с того, что необходимо предварительно залудить заплатку и края отверстия шлема. Заплатку лучше держать плоскогубцами и по чуть-чуть макая в емкость с кислотой лудить. А края отверстия шлема очень удобно лудить «промакивая» смоченной в кислоте ватной палочкой. После этого будет очень просто поставить заплатку на место и прихватить в нескольких местах. Потом уже полностью залить припоем, захватив те самые очищенные 7-10 мм вокруг отверстия. На фото №4 шлем М40 с двумя небольшими отверстиями на куполе, которые закрыты латунными заплатками (пропаяны только снаружи и изнутри еще не дочищены). На фото №5 эти же заплатки снаружи.
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3021
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Пайка шлема

Сообщение J0hann » 15 авг 2009, 16:11

Юрген,большое спасибо!!!такой вопрос,а можно же и раковины в вальце припоем залить и что вообще значит залудить?и последний нескромный вопрос где вы жесть и латунь берете?
Аватара пользователя
J0hann
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 14:32

Re: Пайка шлема

Сообщение JD » 15 авг 2009, 18:55

J0hann писал(а):...а можно же и раковины в вальце припоем залить и что вообще значит залудить? И последний не скромный вопрос: где вы жесть и латунь берете?

Это еще не все, продолжение будет по этой же М40 и по М42 (восстановление края).
На М35 и М40 завальцовку можно залить припоем если утраты небольшие. Если отсутствует большой сегмент (фото №6 — полностью сгнил), то его просто так не напаяешь. В этом случае надо вырезать имитацию завальцовки из жести — узкую полоску — и припаять, а после уже обработать напильником или машинкой.
Может я немного ошибаюсь в терминологии, но по моим представлениям «залудить» — это нанести очень тонкий слой припоя на поверхность объекта лужения. Новый паяльник тоже кстати лудят, перед первым применением. Заплатки залудить очень просто, а вот края отверстия шлема надо предварительно немного прогреть паяльником, потом нанести кислоту, а потом уже наносить припой. С первого раза может и не получится, но потом пойдет как по маслу, даже понравится :lol:
Где беру... — на рынке видимо, уже не помню. Просто нашел у себя в коробках несколько обрезков разной толщины. Латунь у меня была 0,9 и 1,2 мм, а жесть 1,0 мм.

Сразу забыл написать: задавайте вопросы, если чего-то не понятно или я может упустил, как само собой разумеющееся для меня.
Вложения
0006.jpg
Полностью сгнившая завальцовка
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3021
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Пайка шлема

Сообщение Mishelle » 16 авг 2009, 17:45

Опробовал очистку от ржи электролитическим способом (выкладывали на WWII), чистит лучше кислот, не истончая металл. Опробовал сначала на БСЛ австрийского довоенного производства, найденной при разграблении гаража, потом уже на каске. Эффект превзошел ожидания. Лопату не стал красить, поверхность приобретает цвет потертого воронения, просто замовилил, каску так не оставишь, но я не паял, заваривал пробоины горелкой, предварительно выправив.
Вложения
очистка от ржавчины.doc
взято с WWII
(26 Кб) Скачиваний: 2591
Аватара пользователя
Mishelle
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 03:03
Откуда: Москва

Re: Пайка шлема

Сообщение Paul_Z » 17 авг 2009, 00:58

Хорошая тема, тем более горшки всё хуже и хуже идут.
Лично я завальцовку восстанавливаю только латунью- аккуратнее в обработке, да и ,самое главное, не убивает намертво надфили и боры при постобработке(а эти дорогие штуковины от олова фиг отчистишь потом!). А на паяльнике остановился на газовом, с латунью он как-то получше работает. а вообще, очень удобно когда под рукой и паяльник и горелка в работе. Латунь- обычная проволка.
Paul_Z
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 31 янв 2007, 12:12
Откуда: Russland,Novgorod

Re: Пайка шлема

Сообщение JD » 17 авг 2009, 12:01

Согласен, с латунью работать гораздо приятнее и инструмент не так «садится». Да и латунь классический материал с давних времен для восстановления разного вида домашней утвари, да и не только домашней.
У меня горелки нет, поэтому могу поделиться только опытом с паяльником. Может про горелку кто-то напишет?
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3021
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Пайка шлема

Сообщение Paul_Z » 18 авг 2009, 13:28

Я пользуюсь вот такой агрегатиной. Мне удобна тем, что при работе в руке лежит хорошо(пистолетные не очень удобны в работе, хотя, казалось бы, должны быть более удобными), температуру дает 1300-1400, топлива мало ест(русский газ не годится совсем- примеси в виде песка есть :lol: , так что покупаю только импортный).Вообщем, для прогрева, плавки идеальная для меня штука. Да и про электрический паяльник забыл уже, с его вечными проводами. А так, вполне обычная штука.
Вложения
-0005.jpg
-0006.jpg
Paul_Z
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 31 янв 2007, 12:12
Откуда: Russland,Novgorod

Re: Пайка шлема

Сообщение ulitka1 » 18 авг 2009, 15:28

JD писал(а):
J0hann писал(а):...а можно же и раковины в вальце припоем залить и что вообще значит залудить? И последний не скромный вопрос: где вы жесть и латунь берете?


Сразу забыл написать: задавайте вопросы, если чего-то не понятно или я может упустил, как само собой разумеющееся для меня.


Вот вы пишете: "Если отсутствует большой сегмент (фото №6 — полностью сгнил), то его просто так не напаяешь. В этом случае надо вырезать имитацию завальцовки из жести — узкую полоску — и припаять, а после уже обработать напильником или машинкой."
Не затруднит ли вас расписать пошагово - как все это делать. С чего начать, как и что паять. :oops: Шаг первый - отрезать полосочку по ширине завальцовки. А дальше??? :?:
ulitka1
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 31 июл 2009, 18:18

Re: Пайка шлема

Сообщение Paul_Z » 18 авг 2009, 18:37

Вот как раз и неправильно!
Первое что нужно сделать, дак это подготовить каску:
обрезать края огнилости до здорового металла- к коррозии не подпаяешься никак и облегчите себе труд по вырезании формы заплатки. Зачистить края получившейся дырки с внешней и внутренней стороны от краёв милиметров на 5(не меньше!). для этой цели дюже хорошо подходит насадка в виде стальной щёточки на гравёр. Зачищать тщательно, не игнорируя коверн, пока блестеть не будет!
Вторым делом вырезается заплатка из жести на внешнюю сторону шлема. форма заплатки подгоняется по выпуклости.вогнутости по здоровому симетричному участку на шлеме(это обязательно, иначе испоганите форму шлема своей кривой заплаткой) Кста, получить лекало заплатки можно элементарно прижав кусок картона к дыре, а с другой стороны обведя дыру карандашом. Вот теперь припаивается большая заплатка на шлем. Паять кислотой, но не переборщите с ней, не заливайте попусту- кислота тож окисляет метал, не есть гут для пайки, так что осторожнее.
Теперь, когда большая дыра запаяна, вырезаете имитацию завальцовки, гнете как надо и припаиваете c внутренней стороны шлема.
Всё. дело за русским лозунгом "форму придать напильником!"

Да, кстати, припой годится только чистый, без канифоли внутри
Paul_Z
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 31 янв 2007, 12:12
Откуда: Russland,Novgorod

Re: Пайка шлема

Сообщение JD » 18 авг 2009, 22:38

Сейчас подключу сканер и попробую отрисовать процесс...
Вложения
0001.jpg
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3021
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Пайка шлема

Сообщение Pak-40 » 18 авг 2009, 22:39

Камрады, действительно, покажите восстановление завальцовки латунью.
На моем касоне отсутствует около 5 см завальцовочного прутика.
Либо теперь искать кусок каски с завальцой для "пересадки" или самому мудрить....
Аватара пользователя
Pak-40
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 21:20
Откуда: Москва

Re: Пайка шлема

Сообщение JD » 18 авг 2009, 23:43

Pak-40 писал(а):Камрады, действительно, покажите восстановление завальцовки латунью.
На моем касоне отсутствует около 5 см завальцовочного прутика.
Либо теперь искать кусок каски с завальцой для "пересадки" или самому мудрить....

Ну вроде уже все расписали и разрисовали :D
Еще вот что важно: подобрать материал такой же толщины что и сам шлем. И перед тем, как припаивать полоску «завальцовки», необходимо нанести слой припоя на место посадки этой «завальцовки» и на саму полоску «завальцовки». Потом приложить эту полоску к месту и придавить паяльником — он разогреет нанесенный припой на полоску и место посадки и «завальцовка» как бы вплавится в это место. Е-мое, надеюсь хоть что-то понятно из этого описания :?
Как остынет, доработать напильником или наждачкой.
В общем главное пробовать. Я сам до всего этого доходил методом проб и ошибок; не с первого так с пятого раза все получится. Ну и конечно начинать пробы лучше с латунью, с ней полегче работать.
На фото пайка завальцовки без имплантов. Видны участки, где припой не прилип из-за остатков ржи. И видно где родной металл, а где свежий припой.
И вот еще: при обработке завальцовки (или другой поверхности) абразивом после пайки очень важно не переусердствовать, так как припой мягче и счищается чуть быстрее и глубже, чем родной металл шлема. Короче могут получиться некие подобия волн на поверхности.
Вложения
0002.jpg
0003.jpg
А это пайка поверхности шлема. На этом месте были сквозные отверстия, но небольшого размера — около 2-3 мм.
0004.jpg
Здесь восстановлена завальцовка. Были приличные утраты, около 2 см.
0005.jpg
Восстановление козырька на М42. Изначально была «пила». Пришлось частично срезать, затем сделать из картона обратное лекало козырька и по нему напаивать тонкие куски латуни, но как бы в два слоя: один слой снаружи, а второй изнутри. Остатки родного металла остались между этими двумя слоями. Естественно получилось толще, чем надо, но напильник и наждачка все исправили.
0006.jpg
Восстанавливать пришлось не только козырек, но и уход козырька на юбку.
0007.jpg
Здесь хорошо видна полученная толщина козырька и полное отсутствие видимости двух слоев латуни, так как они прочно спаяны между собой.
Аватара пользователя
JD
 
Сообщения: 3021
Зарегистрирован: 12 июн 2005, 22:48
Откуда: Белгород

Re: Пайка шлема

Сообщение sch16 » 20 авг 2009, 09:03

Раз дошли до нагрева и пайки... Еще один необходимый агрегат. Баллон с газом от туристической плитки 220 гр.
Горелки разных размеров продаются также в магазинах туристических принадлежностей. Производство - Корея.
Использую при пайке и разогреве-разборке всякого ржавого железа.
Вложения
gaz.jpg
(15.32 Кб) Скачиваний: 1767
Аватара пользователя
sch16
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 01 авг 2005, 05:24
Откуда: Москва

Re: Пайка шлема

Сообщение executioner » 23 авг 2009, 22:35

А я вот такую шапку Ваяю :mrgreen:
Вложения
hh 004.jpg
hh 005.jpg
executioner
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 13 июл 2008, 14:56
Откуда: Insterbutg ,Ost.Prussia

След.

Вернуться в Стальной шлем



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron